щчфтфишдфтюкг архитектор дизайнер ОКСАНА БИЛАН архитектор дизайнер Оксана Григорьевна Билан. дизайн интерьеров, малые архитектурные формы
электрoписьмо

СПб +7 (911) 740-4598

Мск +7 (916) 273-7134
торговым представителям читать!
< назад      oxanabilan.ru » публикации » Кузнец – соавтор или подрядчик?
Кузнец – соавтор или подрядчик?
Кузнец – соавтор или подрядчик?
Журнал Мир Металла 1/50/2011

Петербургский архитектор, дизайнер Оксана Билан рассказывает о своем опыте работы с художниками по металлу и кузнецами.

Статью подготовила Светлана Георгиева
Часто один проект объединяет творческие усилия многих мастеров. Работа художника по металлу находит свое место в комплексе работ архитекторов, дизайнеров, декораторов. Создавая один объект, они должны работать вместе, учитывая творческие и технические особенности ремесла друг друга. Если руководящая роль отводится архитектору, появляется возможность избежать многих сложностей и выстроить процесс наиболее эффективным образом.

Оксана Билан – петербургский архитектор, дизайнер. Закончила Художественно-промышленную Академию им. А.Л.Штиглица (кафедра «Интерьер и оборудование»). Занимается проектированием малоэтажных построек, частных и общественных интерьеров.
Кузнец – соавтор или подрядчик?

- Оксана, расскажите, пожалуйста, о своих принципах работы.

В моём дипломе, в строке «квалификация», написано «художник-проектировщик» и я предпочитаю именно по этой схеме подходить к работе.
Помещение со всем содержимым в целом может стать произведением искусства, как живописный холст или скульптура. Задача, по сравнению со станковым искусством, становится сложнее и интереснее благодаря неотъемлемой практической составляющей и большому количеству участников (строители, инженеры, ремесленники).
В дизайне интерьера сходятся две задачи - добиться необходимого в контексте эмоционального настроя посетителя (пользователя) и его практического удобства. Важно грамотно сформировать внутренний объем – с помощью объёмно-планировочных приемов, света, цвета и затем наполнять его деталями, чтобы получить законченный художественный образ. Дизайнера интерьеров скорее можно сравнить не с живописцем, а с режиссёром или дирижёром у которого в руках не кисти и краски, а люди и технологии.

- Часто ли к своим проектам вы привлекаете художников по металлу?

- Я периодически сотрудничаю с кузнецами – во многих проектах есть лестницы, ограждения, кованая или сварная мебель. Детали – как правило, заказные - становятся акцентом, который и создаёт образ помещения.
Например, в интерьере кафе «Неро», работа над которым велась совместно с архитектором Натальей Соловьевой, было использовано много зеркал, в которых посетители не могут видеть себя, но видят улицу и детали интерьера за его геометрическими пределами. Благодаря этому в тесном помещении создаётся ощущение простора. Кузнец Егор Бавыкин «насажал» в этом просторе металлические кусты. Переплетающиеся кованые ветви не выглядят несущей конструкцией лестницы, а бутылки и бокалы в баре стали птичками, застрявшими в терновнике. Посетитель не может (да и не должен) оценить грамотность планировки, хитроумие композиционных приёмов, и именно металл формирует тот образ, который остаётся в памяти и ощущениях посетителя. Ну и хороший кофе, конечно.

- Как вы выбираете специалиста художественного профиля?

- Я закончила мухинское училище (Художественно-промышленную Академию им. А.Л.Штиглица), поэтому среди моих друзей и знакомых много художников, которые занимаются керамикой, стеклом, металлом. Друзья-конкуренты (архитекторы) периодически делятся впечатлениями о работе с подрядчиками.
В первую очередь мой выбор основан на рекомендациях, далее я просматриваю портфолио, и для меня важно увидеть уже выполненные работы «живьем». Я должна знать порядок цен, чтобы заранее правильно оценить стоимость работ для включения их в проект. И, конечно, важно отношение к срокам, пунктуальность. Но всегда легче работать пусть не с идеальными, но уже проверенными на своих объектах мастерами – когда уже хорошо представляешь возможности и качества подрядчика.

- Какие сложности возникают при работе с мастерами и художниками по металлу?

- Для совместной работы я стараюсь убедить заказчика приглашать профессионалов. Для меня это залог успешного проекта. Важно, чтобы кузнецы были именно кузнецами-художниками, - они должны уметь рисовать и проектировать. Для меня кузнец – субподрядчик, но в то же время – соавтор. Художественная вещь - это авторская вещь. Современный архитектор и тем более декоратор не может спроектировать кованый объект. Я делаю для заказчика только форэскиз, задаю общую канву и лейтмотив. Ведь, чтобы правильно прорисовать кованое изделие, необходимо иметь четкое представление о технологии его создания, представлять процесс его изготовления, – это специфические знания профессионала под названием «кузнец-художник». Я вижу художественную ценность в технологичных остроумных узлах, поэтому привлекаю мастеров высокого уровня, которые могут продумать, прорисовать и выполнить небанальные вещи.
Основные сложности возникают, когда сами заказчики нанимают непрофессионалов, называя мой эскиз «проектом» (кстати, по этому эскизу гастарбайтер-молотобоец не сможет выковать ничего путного) и/или размещают заказ без согласования с общим проектом (бывало, что и лестница выезжала туда, где её не ждали).
Констуктивные кованые объекты – всегда пространствообразующие, и должны быть заложены в проект. Иначе - это все равно, что пристраивать к готовому дому новые и новые башенки.


Говорят – Бог в деталях. Но об этом мало задумываются.
Можно надеть часы RADO с джинсами и кедами или китайские часы из розовой пластмассы на костюм «haut couture» . Можно использовать латунную электрофурнитуру на голых бетонных стенах или поставить копеечные розетки на обои из натурального шёлка - это два противоположных подхода. Первый – это стиль, который может превратить каждую вложенную копейку в рубль впечатлений, второй – это пошлость, на которую не хватило денег и поэтому предыдущие вложения теряют смысл.
С помощью нестандартных деталей, остроумных решений можно создать индивидуальность интерьера. Не нужно экономить на профессионализме. Использование качественных решений, обращение к специалистам высокого уровня, - даст результат, который превзойдет вложенные средства.